Историческая справка

Главная
Город Вологда
Общие сведения
Историческая справка
Вопрос-ответ
Гостевая книга
О нас

У Вологды богатая история. Она – ровесница Москвы.

Начнем с места, где когда-то и был заложен город Вологда.

На тихой зеленой Парковой улице привлекает внимание небольшой сквер, расположенный на высоком берегу реки Вологды.

Восемьсот пятьдесят лет назад сюда, согласно преданию, пришел из Киева старый монах Герасим и застал славянское поселение среди "великого леса".

Правый берег реки здесь значительно возвышается и придает месту красивый и живописный вид. Историки предполагают, что эта местность была колонизирована новгородскими смельчаками ушкуйниками, проникавшими сюда на своих лодках-ушкуях. Славяне осваивали Север по системе рек и озер, а по лесным перевалам волочили свои лодки.

В начале XI века новгородцы завязали торговые сношения с финскими племенами, населявшими прежние огромные пространства Вологодчины. Но мирная торговля, по-видимому, продолжалась недолго. Новгородские летописи за 1038 и 1078 годы сообщают уже о начавшейся борьбе между новгородскими ушкуйниками и финнами.

Отнимая у них одну местность за другой, новгородцы немедленно устраивали на завоеванных землях поселения, строили укрепления, сооружали храмы.

Так возникла и Вологда.

Что же все-таки значит "Вологда"? Говорят, на языке одного угро-финского племени, населявшего наш край до прихода славян, это – "светлая, чистая река". А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:

Ты проедешь волок,

Еще волок, да еще волок –

Будет город Вологда.

В 1147 году на нынешней Парковой улице было селенье с торговой площадью, деревянными домами, такой же церковкой, складами, – но еще не укрепленное.

Поселок Вологда в XII веке. С картины худ. А.И. Брягина

В ХII-ХIII веках Вологда принадлежала Господину Великому Новгороду, что подтверждают новгородские грамоты 1265 и 1270 годов.

Город заселялся и рос тем же путем, как и все древнерусские города лесной полосы, он был тесно связан товарообменом с близлежащими селениями. Вологда с хорошо развитыми ремеслами, занесенными новгородцами, снабжала крестьянство ремесленными изделиями в обмен на сельскохозяйственные продукты.

Татарское иго и княжеские распри, опустошавшие Русь, являлись одной из причин проникновения славян на сравнительно безопасный и малозаселенный север.

В XIV веке Вологда огородилась крепкой бревенчатой стеной. Центром была Ленивая площадка, где шел торг. От центра отходили два посада – Верхний и Нижний, а за рекой – Заречный. Конечно, нельзя представить себе Вологду тех времен, как город с каменными домами и церквами. Дома воеводы, дьяка, богатых горожан были деревянными, рубленными. Они отличались от изб посадских только большими размерами да затейливой резьбой на наличниках и по фасаду. Соборный храм Воскресения также был построен из вековых деревьев.

Посадские люди жили в избах, где топили "по-черному", и где свет еле-еле пробивался через затянутые пузырями окошечки. За избушками посадских тянулись огороды и пашни, т.к. большинство жителей занималось и промыслами, и подсобным земледелием.

Освоенный новгородцами северный край, богатый пушниной, рыбой и дичью, стал привлекать к себе пристальное внимание быстро возвышающихся Тверского, а впоследствии и Московского княжеств. Новгород же всеми силами стремился противостоять этой экспансии. Сначала с Тверью, а затем и с Москвой Новгород вел борьбу за сохранение своих владений. Втянутая в междоусобные битвы, Вологда неоднократно подвергалась нападениям и грабежам.

В XV веке Вологда окончательно переходит во владение великих князей московских и становится верным оплотом Москвы на севере, способствуя созданию единого централизованного государства.

При Иване Грозном в городе начинается строительство каменного детинца – кремля и собора. Идея превращения этого крупного торгово-ремесленного центра севера, стоящего на путях к белому морю, в сильную крепость объясняется внутригосударственной политикой Ивана IV. Стремясь ликвидировать последние остатки политической раздробленности, он устанавливает в 1565 г. опричнину. В этот выделенный и обособленный "государев удел" среди прочих городов была включена и Вологда.

Вероятно, царь задумал создать здесь большой архитектурный комплекс типа кремля, превратив его в свою северную резиденцию. Уже в первый свой объезд новых "опричных" владений в конце 1565 г. Иван Грозный "заложил город Вологду камен, и повеле рвы копати и подшву бита и (на) городовое здание к весне готовити всякие запасы". Закладка кремля проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля, в день святых Иасона и Сосипатра, Именно это событие, окрашенное впоследствии народной фантазией, дало другое, известное по песням и преданиям название Вологде – Насон-город. На протяжении 1566-1571 гг. грозный царь неоднократно и подолгу жил в нашем северном городе...

Вернувшись из глубины веков в наши дни, в сквере на месте бывшей Ленивой площадки мы увидим обелиск.

Памятник был заложен в 1947 году – в день 800-летия Вологды, установлен в 1959 году. Авторы – вологжане Контаревы.

Бронзовые барельефы напоминают нам прошлое. Северный барельеф изображает тогдашнюю церковь во имя Воскресения Христова и Ленивую площадку, где шел торг; восточный – эпизод из героической борьбы вологжан с польско-литовскими интервентами 1605-1613 гг.; третий – провозглашение в Вологде Советской власти; на четвертом барельефе – юбилейная дата.

Около памятника растут дубки, посаженные членами правительства и летчиками-космонавтами.

Следующий исторический памятник – Вологодский кремль

Он расположен в центре Вологды и включает в себя постройки четырех столетий – храмы, палаты, крепостные стены. Немного восточнее бывшего архиерейского двора, обнесенного высокими крепостными стонами, на берегу реки Вологды стоит Софийский собор. На юго-восточном углу ограды находится второй, меньший собор, – Воскресенский.

История постройки Софийского собора нашла отражение в полуисторических, полулегендарных рассказах, связанных с именем царя Ивана Грозного. В 60-х годах XVI столетия он часто бывал в Вологде. По его распоряжению возводились городские стены, которые должны были оградить центр города – то есть кремль, или детинец.

В 1568 г. началось строительство Софийского собора, но оно было прервано в 1571 году. В это время в Вологде разразился "великий мор", а на Москву напал крымский хан. Иван IV спешно отбыл в столицу. И тогда в Вологде надолго заглохло всякое строительство, городские стены так и остались недостроенными.

Народные предания по-другому объясняют неожиданный отъезд Ивана Грозного из Вологды. Например, летописец сообщает, что едва Иван Васильевич вошел во внутрь отстроенного собора, вдруг "нечто отторгнувся со свода и паде государю повреди главу; и того ради великий государь опечалился и повеле церковь разорити; но через де некоторое прошение преклонней на милость: обаче многие годы церковь была не освящена". ("Краткий путеводитель по Вологде" профессора Н.И. Суворова. – Губернская типография, 1874).

А вот народная песня, опубликованная профессором С.П. Шевыревым в "Москвитянине" (Москва, 1841), имеет такие строфы:

"Как из своду туповатого

Упадала плинфа красная,

Попадала ему в голову,

Во головушку во царскую...

Тут наш грозный царь

прогневался,

Взволновалась во всех жилах

кровь.

Закипела молодеика грудь.

Ретиво сердце взьярилося,

Выходил из храма нового,

Он садился на добра коня.

Уезжал он в каменну Москву..."

При Федоре Иоанновиче, сыне Грозного, о соборе вспомнили, привели в порядок один из его приделов, скромно украсили и освятили. Весь собор целиком был достроен только в середине XVII столетия. Его массивные стены, почти без декора, с двумя ярусами щелевидных окон и высокими перспективными порталами завершались мощными закомарами. Над ним возвышалось пять барабанов, увенчанных большими блестящими главами; и маковицы, и позакомарная крыша были покрыты "белым железом". В 1622 г. напротив собора построили деревянную шатровую, с крытым "чешуею верхом" колокольню. В середине XVII века ее сменила каменная колокольня.

Вологодский кремль в XVII веке. С картины худ. С.В. Кулакова

В 80-х годах XVII века было предпринято первое капитальное обновление собора. Талантливые ярославские художники – Дмитрий Плеханов со товарищи – расписали внутренние стены. Фрески Софийского собора замечательны своими чистыми красками с преобладанием чудесной гаммы зеленых, голубых и золотистых тонов. Евангельские и библейские сюжеты, обычные для церковной росписи, трактованы художниками живо и интересно, с большой фантазией и мастерством.

Во время большого пожара в 1698 году сгорели крыши и главы собора. Главы восстановили, причем сделали их большими и очень выпуклыми. Особенно велика была центральная маковица, которая "за великим отягощением осела на другие... и причинила им немалое повреждение". Пришлось разобрать все маковицы и сделать новые, несколько меньшие по размеру, но схожие по форме, а обветшавшие позакомарные покрытия заменить четырехскатной железной кровлей. Прикрыв закомары и часть барабанов, крыша принизила высокое здание и нарушила его древние пропорции.

На архиерейском дворе, расположенном рядом с собором, в первой половине XVII века имелись "рубленые из дерева" все необходимые для административного центра помещения – кельи, судная изба, погреба, конюшни и т.д. В начале второй половины столетия в восточной части двора, рядом с соборной колокольней, появилось первое каменное здание – двухэтажные кельи с мезонином и большим крыльцом – Экономский корпус.

Второе по времени каменное здание двора – большой трехэтажный Симоновский корпус, названный по имени архиепископа Симона, при котором в 1670 году было построено это сооружение. В его восточной части помещалась небольшая, но высокая Христоворождественская церковь, а западнее ее – нарядная Крестовая палата, в ней неоднократно бывал Петр I. Симоновский корпус, несомненно, был самым большим и роскошным домом во всей Вологде. Здесь находились покои архиепископа и кельи для служащих. В XVIII веке архиерейские хоромы соединялись с Софийским собором деревянным переходом.

В 1671-1672 гг., во время большого голода, вокруг двора вологодских владык были построены каменные стены с бойницами, четырьмя башнями и несколькими воротами. Строились они "небольшой казной", почти безденежно: голодающие люди работали из-за одного хлеба. В 1680 году над воротами восточной стены, прямо против собора, поставили небольшую каменную Воздвиженскую церковь. С запада к Симоновскому корпусу примкнуло еще одно трехэтажное здание, получившее название Гаврииловского корпуса. В нем размещались архиерейские кельи. В первой трети XVIII века к северному торцу Экономского корпуса пристроен Безымянный корпус. Благодаря своей лаконичной архитектуре он производит впечатление более древней постройки.

Большое строительство на территории Вологодского кремля развернулось в 60-70 годы XVIII столетия при епископе Иосифе Золотом. Вплотную примкнув к Гаврииловскому корпусу, западную сторону двора занял нарядный и изящный трехэтажный дом в смешанном стиле московского и елизаветинского барокко, предназначенный для апартаментов епископа. Его назвали Иосифовским корпусом. Над каменной кладовой в северо-восточной части двора надстроили второй этаж. В 1809 году в этом здании разместилась консистория, потому его и прозвали Консисторским корпусом.

С 1763 по 1774 год производилось второе большое обновление собора. На месте юго-восточной башни построили теплый Воскресенский собор. Северовосточная и юго-западная башни многократно переделывались, их архитектура изменена. А северо-западная башня так и осталась недостроенной с XVII века. Иосифовский корпус и Воскресенский собор были соединены галереей на каменных столбах, идущей вдоль Симоновского корпуса и дальше, к переходу большой восточной стены. В это же время в Симоновском корпусе была ликвидирована Рождественская церковь и вместо нее устроена другая, в Крестовой палате. В последней трети века у западного торца Симоновского корпуса появилось еще одно здание – двухэтажный Иринеевский корпус.

В 30-х годах ХIX века к южной стене двора пристроили контрфорсы: в архитектурном отношении эта пристройка оказалась удачной, она усилила "крепостной" вид ограды.

В 1848-1851 гг. на средства, собранные из "доброхотных" пожертвований вологжан, произвели третий капитальный ремонт Софийского собора. К сожалению, тогда же решили обновить поблекшие от времени фрески; и так как реставрировать древнюю стенопись не умели, "возобновление" (где оно было произведено) превратилось в грубую запись.

В 1870 году губернский архитектор В.Н. Шильдкнехт перестроил соборную колокольню XVII века в ложно-готическом стиле, сделал её выше.

В 60-х годах нашего века произведена последняя реставрация Вологодского кремля. Возвращен первоначальный вид и Софийскому собору, и его прекрасным фрескам. Отреставрированы многие здания бывшего архиерейского двора: Симоновский, Гаврииловский и Иринеевский корпуса. Сейчас в зданиях кремля размешается областной краеведческий музей.

Далее познакомимся с Вологдой петровского времени. Следующий исторический объект – домик Петра I.

Петровский домик – один из интереснейших историко-архитектурных памятников г. Вологды. Он стоит на живописном возвышенном берегу реки Вологды, напоминая о бурных днях в истории Российского государства – Петровской эпохе,

В конце XVI – начале XVIII века Вологда играла важную роль в экономике страны. Через нее шли пути к Белому морю, здесь издревле было развито судостроение, процветали плотницкое, кузнечное ремесла. В период Северной войны город стал близким тылом и военной базой снабжения.

Совершая свои "путные шествия" к Архангельску, Петр I останавливался в Вологде у купца Гоутмана (Гутмана). С торговым домом Гоутманов царь имел широкие деловые связи. В 1702 году по жалованной грамоте Ивану Гоутману, владевшему собственным двором в Вологде, были дарованы различные привилегии, в том числе право беспошлинной торговли. По-видимому, с 1704 года Иван Гоутман являлся официальным представителем Голландии в России, о чем свидетельствует доска нал входом в дом с гербом и литером "HRS" – Голландские Республиканские штаты.

В начале Северной войны Петр I послал на Вологду указ построить 100 дошаников и 20 барок "с парусы и с якори, и с прочим для сплавления в Архангельск военных снарядов и ратных людей"; а вслед за ним – другой – о постройке еще 225 различных судов. Контроль над исполнением царских указов был поручен стольнику Афанасию Брянчанинову и Ивану Гоутману.

Из переписных книг известно, что "Двор голландской земли торгового иноземца Ивана Гоутмана в длину 64, поперек 70 сажен", на дворе "палата каменна о трех жильях", семь светлиц, шесть кладовых амбаров, пивоварня, восемь стойл, сараи, лавки. Многочисленная палата, завершенная сомкнутым сводом с железными связями. Предполагается, что она была не основным жильем купеческой семьи, а являлась конторой и торговым помещением.

После ликвидации торговой конторы Гоутманов их дом переходил от одного владельца к другому. В конце XIX века дом подвергся значительной переделке, в результате чего его архитектурный облик был искажен. Интерьер также претерпел изменения. А в 1872 году, по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, строение было куплено местным дворянством и земством. В июне 1885 года здесь был открыт музей, названный Петровским.

Экспозиция домика Петра рассказывает о жизни края и города в первой четверти XVIII века, о делах вологжан в трудные годы войны со шведами. Музей богат подлинными экспонатами петровского времени (их более 120). Здесь одежда, ткани, документы, изделия петербургских мастеров, работы вологодских ремесленников, продукция оружейных заводов, мебель и многое другое. В настоящее время Петровский домик – филиал областного краеведческого музея.

 

Hosted by uCoz